А в театре Хабенский пропьет контрабас…

Константин Хабенский за роль в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил» этой зимой получил и «Золотого орла», и «Белого слона». Хотя сейчас все мысли актера обращены к другому предмету — «не глобусу».

Каждый день Константин Юрьевич проводит с контрабасом — в прямом смысле. В Московском Художественном театре 1 марта — премьера спектакля «Контрабас» (режиссер Глеб Черепанов), в котором только один актер — Константин Хабенский, и один предмет — музыкальный инструмент контрабас… А еще пиво, окно, музыка… И, разумеется, Патрик Зюскинд, написавший «Контрабас» раньше «Парфюмера», в 1981 году. Между прочим, Патрику Зюскинду в марте исполнится 65 лет. Тогда, как его герою («Контрабас» в некотором роде — автобиографичен) — 35 лет. А Константину Хабенскому — 42. Ну, а самому контрабасу — 104 года (с 1910 года).

В «Контрабасе» Патрик Зюскинд описал свою историю, как он серьезно занимался музыкой, был прекрасным исполнителем, но «ремесленником». Музыка не приносила ему удовольствия, и была таким же бременем, как для героя его пьесы — большой и неудобный инструмент «контрабас». Но однажды будущий писатель признался себе в том, что он — посредственный музыкант, даже не музыкант, а «техник»…и все это честно описал в дебютном «Контрабасе».

Константин Хабенский в одно время хотел быть музыкантом, играл в группе, и даже зарабатывал на жизнь как уличный музыкант на Невском проспекте. В последние годы благодаря Юрию Башмету и его фестивалям… Константин Хабенский в музыку углубился. В 2012 году в Москве состоялась премьера совместного проекта Константина Хабенского и ансамбля «Виртуозы Москвы» под руководством Юрия Башмета, где актер читает «Калигулу» Альбера Камю, а «Виртуозы» играют Шуберта и Малера.

Шуберта будет много и в спектакле «Контрабас». Хотя Шуберт не играл на контрабасе (из всех композиторов на контрабасе играл только Брамс, и из спектакля на Основной сцене МХТ зритель узнает — почему?), но австрийский композитор — яркий пример гения, который отдал всего себя музыке (умер в 31год). В 22 года Шуберт написал «квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса в ля-мажор», которым и заканчивается спектакль. Правда, музыка Шуберта звучит на пластинке — к финалу герой Константина Хабенского закрывает футляр с контрабасом и направляется в оперу, чтобы сорвать спектакль.

Впрочем, музыки, с ее теорией и практикой, не так уж и много в постановки Глеба Черепанова пьесы Патрика Зюскинда.Правда, и у самого Зюскинда музыка — только фон, повод, начало и конец. А внутри — любовь, женщина и мужчина, инфляция, депрессия, государство, общество (герой утверждает, что «оркестр — это отображение человеческого общества»), талант и ограниченность…

Герой должен говорить басом, потому что его инструмент — контрабас. Герой влюблен в «сопрано», — певицу Сару. Но ему кажется, что из-за своего контрабаса он не может встречаться с Сарой. Во-первых, она — «сопрано», а он — «бас». Во-вторых, «контрабас — больше препятствие, чем инструмент» (и носить неудобно, и место занимает много, и расстаться с ним тяжело). А в-третьих, «контрабас — женский инструмент» (к такому парадоксальному выводу пришел горемычный музыкант из-за безответной любви). Между прочим, в «Контрабасе» вопрос взаимоотношений полов развернут не меньше, чем в романе «Парфюмер». Правда, до криминала дело не доходит (герой только намеревается прийти в оперу, и закричать там во весь свой бас). Но накал, нерв чувствуются в каждом слове, звуке, жесте…Да и герой Хабенского — неврастеник, неудачник, который, можно сказать «пропил контрабас» (в течение всего спектакля «Контрабас» герой пьет пиво). Хотя на нем белая рубашка и фрак, но он — пьяница…

Кстати, в этой роли — контрабасиста в 2000 году на сцене театра «Сатирикон» блистал тезка Хабенского — Константин Райкин. Константин Аркадьевич выбрал эту пьесу для своего 50-летнего юбилея. Горе-музыкант в исполнении Райкина был с огромным животом, распухшим от пива. Каким образом Константин Хабенский покажет пристрастие своего героя к алкогольному напитку узнаем — 1 марта. Режиссер спектакля — мужчина, и вряд ли он будет так жесток к несчастному музыканту («Контрабас» в «Сатириконе» поставила Елена Невежина), наделив его еще и пузом?!
Источник

Популярные статьи: