«Дунсинан» сменил «Гамлета»

Английский театр дал нам поучительный мастер-класс, как обращаться с классикой. Каким может быть «Гамлет», показал знаменитый шекспировский театр «Глобус», открывший программу театров Великобритании в России.

Билеты на театральную реликвию («Глобус» основан в XVI веке) были распроданы мгновенно, даже на дневной сеанс в рабочий день. Неудивительно — лучше один раз увидеть, что такое шекспировский театр, чем тысячу раз услышать или прочитать от высоколобых теоретиков. Каково же было удивление, нет — ошеломление от увиденного!

На сцене всего-то — две наскоро сколоченные стойки, один занавес, две скромные выгородки. Герои — королевские особы — совсем не героического вида: Гамлет, например, явно амплуа острохарактерного артиста, а может, и комика. Офелия — на голову выше всех, цветная актриса, не тонкой кости и голубых кровей. Розенкранц (он же Гильденстерн) — низкорослая кореянка. О многих других также можно сказать — несовпадение с образом. К тому же свет в зале Театра им. Маяковского, где два дня подряд показывали «Гамлета», от начала представления до жизнеутверждающего финала не выключали. Да, да, именно жизнеутверждающего, несмотря на трупы, разбросанные по сцене.

Мы-то привыкли к «высокому» Шекспиру — как эстетике, как стилю и языку: торжественно, величественно, поэтично, с историческими костюмами, ну в крайнем случае стильными современными. В «Глобусе» же все, как и в XVI веке, — просто, даже приземленно. Шекспир — более чем земной. Он точная копия сцены «Мышеловка» из «Гамлета», когда бродячие актеры забредают в Эльсинор и дают представление. Что вам угодно? «Убийство Гонзага»? — извольте, сыграем что попросите или прикажете. Комедия? Трагедия? А может, мелодрамку? Мы ж бродячие артисты, работающие на открытом приеме.

Нынешний «Глобус», путешествующий по миру со дня премьеры, состоявшейся в Лондоне 18 апреля, строго следует традиции — свет в зале (в Лондоне дневной, потому что в «Глобусе» нет крыши), стоячая публика в партере. Шекспир — почти народная забава. Однако балаганный «Гамлет» ни разу за три часа действия не скатился ни в капустник, ни тем более в пошлость. Жанр балагана выдержан строго и четко: трагедия и комедия в чистом виде, не испорчены драматургическими или техническими добавками. Прошлый век? Ошибаетесь — шестнадцатый!

Сразу же после выступлений «Глобус» со своим принцем датским отправился в Эстонию и в первый же день по приезде в ее столицу дал представление. А в Москве его сменил «Дунсинан» — драматургический сиквел по пьесе «Макбет», которую написал Джон Грейг (копродукция Королевского шекспировского театра и Национального театра Шотландии). Песочно-каменная декорация, живая музыка, накал страстей и огненно-рыжая ведьма — леди Макбет — в толпе воинов. Английская критика уже назвала этот спектакль ярким и провокативным шквалом.

Леди Макбет, образ квинтэссенции женских амбиций, играет великолепная актриса Шивон Редмонд. Спрашиваю ее:

— В шекспировские времена женщина не занимала в обществе такого положения, как сейчас, — она и без того имеет власть, возглавляет правительства. В связи с этим вам не кажется, что образ леди Макбет сегодня уже не настолько актуален?

— В том-то и прелесть шекспировских пьес, что они не о временах, а о природе человека. А она, я уверена, неизменна. Что касается женских амбиций сегодня… Давайте посмотрим спектакль, и вы получите ответ. Он вас удивит тем, что произошло после финала пьесы Шекспира.

Источник

Популярные статьи: