Год Шевченко и «Нимфоманки»: «культ» ожиданий 2014-го

«О, сколько нам открытий чудных…» — думаешь каждый раз под занавес уходящего года с прицелом на год грядущий. Потом, естественно, все оказывается не так радужно, не все анонсированные «события» таковыми становятся по сути, а не по факту. Критики и журналисты, авторы ZN.UA, каждый на свой вкус выбрали несколько главных, принципиальных — самых ожидаемых — культурных событий 2014-го. И вот что из этого получилось: Тарас Шевченко, Ларс фон Триер, братья Коэны, биеннале в Киеве, Някрешюс, Достоевский, Сара Брайтман, Эйзенштейн и другие. 

Снова без Жолдака

— Хотелось говорить не о реальных прогнозах (которые, по правде говоря, не всегда радостны), а о мечтах. Но не заоблачных. А воплотимых. Прежде всего, главным безобразием в украинском театре считаю отсутствие здесь и сейчас Андрия Жолдака. Один из ярчайших отечественных режиссеров ставит спектакли и раздает интервью по всей Европе и России. Но только не в Украине. Уверена: его постановка была бы крайне важна и уместна на Национальной сцене театра имени Ивана Франко в 2014 г. Также уверена, что в Министерстве культуры наконец-то начнется эффективная работа по поддержке интересных театральных инициатив начала ХХI в. (иногда создается впечатление, что многие решения по театру датируются XIX в.). В общем, есть такая мечта: авось наш театр «выйдет из спальни» и перейдет от околоадьюльтерных придыханий к проблемам социальным и политическим. На сценах появятся талантливые тексты молодых драматургов, в частности Павла Арье, незаангажированность которого в нынешний театральный процесс считаю откровенным преступлением безразличия. Мечтается также, что в Украину начнут приезжать на постановки режиссеры из Литвы, Польши, России. Ожидаю увидеть умную постановку от Романа Мархолии в Киеве. Здесь же, в столице, надеюсь, когда-нибудь появится свободная сцена, где смогут экспериментировать молодые, и не только режиссеры. А «Фестиваль молодой режиссуры» наконец-то будет поддержан властями (Минкультом или городом — не столь важно),  и несчастным региональным театрам не придется продавать последнюю рубаху, чтобы добраться до Киева следующим летом. (Анастасия ГАЙШЕНЕЦ)

Ларс фон Триер,
полная обнаженка

— Не буду оригинальной, озвучив ожидание большинства углубленных в кинопроцесс зрителей — увидеть в 2014-м такого Ларса фон Триера, которого мы еще никогда не видели. Его «Нимфоманка», даже без скидки на грамотный долгосрочный пиар, — предмет живейшего интереса. Какими манипуляциями Триер введет нас в транс, и чем еще способно быть кино в эпоху постмодернистских блужданий? Те еще вопросы. Ларс фон Триер — режиссер-лабиринт. Каждый новый опус Ларса сопровождают скандалы и зрительские припадки. Его главный инструмент — шокотерапия. И одно название картины пробуждает непреодолимый интерес к ней и одновременный страх подвергнуться очередному истязанию. В этом тревожном ожидании, которое, уверена, не рассеется и после просмотра фильма, вступаем в
2014-й киногод. Но мои персональные надежды связаны с биографическим проектом Питера Гринуэя о Сергее Эйзенштейне — в следующем году предполагается наконец-то выход «Эйзенштейн в Гуанахуато». Фильм об эйзенштейновской одиссее в Мексике: с одной стороны, идеальное поле для экспериментов самого Гринуэя, с другой — первое и, к счастью, неакадемическое (по моделям американских байопиков) обращение к фигуре художника, чей вклад в развитие кинематографа как искусства сложно переоценить. Рано или поздно фильм об Эйзенштейне должен был появиться, и радует, что его автором будет другой большой режиссер, важность которого в истории кино так же неоспорима. (Ольга КЛИНГЕНБЕРГ)

По мотивам и по взгорьям

— Естественно, с учетом 200-летнего юбилея Тараса Шевченко (эту дату страна будет отмечать как самый светлый праздник) чрезвычайно хочется, чтобы литературное событие 2014-го было непосредственно связано с именем великого Кобзаря. Вероятно, так оно и будет. Ведь готовится немало издательских проектов, а также сценических и театральных. На мой взгляд, в новом году весьма живо будут обсуждать новые экранизации старых классических произведений. Во всяком случае, на 2014-й анонсирована киноверсия «Бесов» Федора Достоевского с Сергеем Маковецким и Игорем Костолевским в главных ролях. Все ожидают «Короля Лира» с выдающимся сэром Энтони Хопкинсом и прекрасной Гвинет Пелтроу. Грядут экранизации «Макбета» с Майклом Фассбендером. Готовит кинопремьеру по мотивам тургеневского «Месяца в деревне» актриса Вера Глаголева, пригласив на одну из ролей Джозефа Файнса. Несомненно, вызовет острые дискуссии новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», в который он вплел еще и окаянные дни Ивана Бунина. Изрядное количество экранизаций знаковых произведений вселяет оптимизм. А пессимизм, как правило, наступает уже после просмотра. Увы, в будущем году не значится ни одной современной авторской экранизации произведений Тараса Шевченко. Зато о Кобзаре будет несколько документальных фильмов. И еще в ряду экранизаций — уже современная украинская классика. Это нашумевший роман Марии Матиос «Солодка Даруся», который надеется в 2014-м перенести на экран один из учеников Ежи Гофмана. Этот же роман должен выйти во Франции в престижном издательстве Gallimard. И это не просто первая ласточка в легендарном издательстве — это испытание отечественной литературы на прочность. Если книга Матиос будет иметь во Франции успех, следует ждать новых переводов украинских авторов. (Иван РЯБЧИЙ)

На биеннале как-то раз…

— Самыми ожидаемыми событиями в сфере культуры в 2014-м станут, как минимум, два. Вторая по счету Киевская биеннале в «Мистецькому Арсеналі» и громкое празднование 200-летия Тараса Шевченко. Мегаакция в «Арсеналі» с Натальей Заболотной в качестве комиссара должна стать витриной Украины для Европы и Америки. Проблемность проекта укоренена в проблемы государства. Перед его кураторами — а в этом году такую честь согласились разделить австрийцы Георг Шёлльхаммер и Гедвиг Саксенхюбер — с самого начала встали две просто-таки титанические задачи. Это что-то сделать с репутацией «Арсеналу» после нашумевшей и в западной прессе истории с муралом. Поэтому сюда для участия в форуме искусств поехали-таки узнаваемые в мире художники. Но главная сложность в том, что проект придется делать в «пожарном порядке».

Вопрос участия в какой-то степени могут решить хорошие гонорары. А вот что делать со временем — решительно непонятно. Старт арт-форума изначально был запланирован на сентябрь, работать форум будет снова в течение месяца. Но даже имена кураторов — если не считать отказавшегося сотрудничать с «Арсеналом» Бориса Гройса — стали известны в самом конце ноября 2013-го. До сих пор ни приблизительного списка участников, ни темы, ни концепции будущей биеннале так и не объявили. Однако пока не заявлена тема, сами художники не могут начать работать даже над концепциями проектов потенциальных участников форума. Воплощение которых, в свою очередь, потребует времени — не все же инсталляции «собираются» за один день. Дополнительным то ли осложнением, то ли, наоборот, плюсом — в зависимости от того, как дальше будут развиваться события, — стал Евромайдан. Когда нельзя точно спрогнозировать, что случится в принципе со страной в ближайшую неделю, конечно же, ничего определенного нельзя сказать и о том, чем будет наполнена арт-жизнь в «Арсеналі».

На фоне биеннале, перспективы празднования 200-летия Тараса Шевченко, наоборот, определены и обжалованию не подлежат. Шевченко снова «незлым, тихим словом» — с официозными выставками, конференциями, песнями, плясками, читками, вертолетными площадками в Каневе и открытием памятников в российской глубинке — в течение всего 2014 г. по-хорошему вспомнят одновременно на родине, в РФ, во многих других странах. Апофеоз торжеств придется, разумеется, на март. В масштабной программе — даже «проведение в Кургане специального заседания Совета Ассамблеи народов Зауралья, посвященного юбилею Т.Г.Шевченко» и «проведение в рамках заседания совместной российско-украинской комиссии историков специальной научной сессии, посвященной 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко».  (Анна ПАРОВАТКИНА)

«Внутри» братьев Коэн

— Все истинные киноманы — немножко дети. От каждого наступающего года и приближающейся кинопремьеры они ждут чего-то невозможного. Одним из самых ожидаемых фильмов для многих поклонников как европейского, так и американского кинематографа является «Внутри Льюина Дэвиса» Итана и Джоэла Коэнов. На украинские экраны лента выйдет 23 января.

Практически каждая из 18 полнометражных режиссерских работ братьев Коэнов становилась событием в мире кино. Их фильмы получили целый взвод «Оскаров», а также множество призов на престижнейших кинофестивалях. Даже, откровенно говоря, проходные картины этих режиссеров вызывали не меньшую шумиху. Например, их предыдущий фильм «Железная хватка» поставила антирекорд, не получив ни одной из десяти статуэток Американской киноакадемии, на которые номинировался. А вот к фильму «Внутри Льюина Дэвиса» судьба была благосклоннее. Ему перепала вторая по значимости награда Каннского кинофестиваля.

Этот меланхоличный кино-блюз переносит зрителя в виниловую атмосферу нью-йоркской богемы 60-х. Поется в фильме о жизни вымышленного фолк-музыканта, имя которого написано в названии. После первого же своего выступления он снискал восторг даже самых искушенных меломанов. Однако успешный дебют стал для музыканта-неудачника одновременно и последним появлением на сцене.

Представляя свой фильм, Итан Коэн сказал: «Однажды Джоэл предложил мне такое начало фильма: фолк-певца избивают в темном переулке. И тут мы подумали: а с чего бы вообще избивать фолк-певца? Так мы и начали сочинять сценарий».

После своего исчезновения со сцены Льюин Дэвис становится легендой. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что в мире музыки он был не более чем неуловимой краткой вспышкой. Кратким, но незабываемым воспоминанием тех немногих, кому посчастливилось побывать на единственном концерте Дэвиса.

В современном мире, где каждое, даже самое никчемное творческое проявление фиксируется вселенским разумом цифровых технологий, подобные вспышки таланта стали практически невозможными. Из-за многочисленных реалити- и талант-шоу легенды девальвировали до сиюминутной порции развлечений. А возможность подсматривать за художником практически 24 часа в сутки выпотрошила из творческого процесса загадку. Поэтому все, что внутри оного, стало невозможным.(Антон ФИЛАТОВ)

Звуки музыки

— Полагаю, отечественный гастрольный шоу-бизнесовый рынок не буде в будущем году пасти задних. Уже анонсированы концерты в Украине таких знаковых исполнителей как Питер Гэбриэл, Сара Брайтман. В мае впервые в Украину приедет культовая команда Aerosmith. Поговаривают также о визите в Украину Джастина Тимберлейка, который якобы ждет разрешения политического кризиса в Украине — и уже потом решит, ехать ли в Киев.

Но все же для меня персонально главные ожидания 2014 года связаны с миром высокой классической музыки. С интересом буду наблюдать за деятельностью Кирилла Петренко в Мюнхене: известный дирижер с этого сезона занял пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы. Помимо «Женщины без тени» Рихарда Штрауса, с которой Петренко дебютировал в Мюнхене в новом статусе, и премьеры обновлённого моцартовского «Милосердия Тита» в мае 2014 года маэстро представит премьеру «Солдат» классика послевоенного авангарда Бернда Алоиса Циммермана — экспрессионистской по духу и технике оперы в постановке триумфатора недавнего мюнхенского «Кольца нибелунгов» Андреаса Кригенбурга. Заслуживает повышенного внимания и дебют известного российского режиссера Дмитрия Чернякова в Метрополитен-опера, намеченный на февраль. В его постановке в Нью-Йорке впервые с 1917 года покажут «Князя Игоря» Александра Бородина. Среди заявленных солистов рядом с обладателем премии Грэмми российским басом Ильдаром Абдразаковым (заглавная партия) значится украинская сопрано Оксана Дыка, для которой партия Ярославны также станет нью-йоркским дебютом.

Из украинских музыкальных событий, видимо, нельзя пропустить отечественную премьеру оратории «Гильгамеш» Богуслава Мартину, которую в конце января в Национальной филармонии исполнят «Киевская камерата» и хоровая капелла «Почайна». А в Национальной опере Украины совсем скоро начнётся кастинг танцовщиков для «Анны Карениной» в постановке Бориса Эйфмана: после серии балетных скандалов киевская публика как никогда нуждается в хорошем современном балетном спектакле в постоянном репертуаре. (Анна СТАВИЧЕНКО)

Весь мир — Шекспир

— 2014-й, естественно, пройдет под флагом Кобзаря. В том числе, и в театре. Особо ожидаемы премьеры на сцене Киевской русской драмы и театра имени Ивана Франко. Два спектакля ставят два худрука. Но вряд ли здесь стоит говорить о «соревновательности». Поскольку в двух Национальных — разный ракурс взгляда на «мир Шевченко». Судя по всему, разными будут и творческие методы, которые этот мир приоткроют на сцене. Напомню: рабочие названия шевченковских постановок в Национальных — «На помості» и «Всегда один».

Театральные бинокли (с протертыми стеклышками) будут прикованы в будущем году к работам режиссеров крепкого среднего поколения: Д.Богомазова («Веселье сердечное» по прозе Ю.Коваля), А.Билоуса («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), А.Лисовца («Дикарь» А.Кассона). Рука на пульсе — и в связи с активными опытами некоторых молодых постановщиков. В частности, Стаса Жиркова, в планах которого — спектакли на сцене франковцев и в Молодом.

Трудно что-либо спрогнозировать в связи с большими импортными гастролями. Как правило, это всегда огромные бюджеты. И невозможность их «поднять» ввиду отсутствия спонсоров. Но на повестке 2014-го вроде значится Эймунтас Някрешюс — на столичной сцене. Киевские прокатчики обещают привезти сюда две его постановки: «Калигулу» в Театре наций с Евгением Мироновым и четырехчасовую «Божественную комедию», поставленную в Вильнюсе в Театре Meno Fortas.

Ну и… напряженное ожидание «Нимфоманки» Ларса фон Триера, первого и последнего киногения ХХI в. Первые рецензии (о фильме тонко и талантливо уже написал Антон Долин, избегая спойлеров) еще больше раззадорили. Судя по всему, картину ожидает трудная экранная доля — с учетом хронометража (около пяти часов) и сложной темы. 2014-й, не только год Тараса Шевченко, но и Вильяма нашего Шекспира (450 лет со дня рождения). Для всего мира эта дата, здесь у нас, кажется, никаких специальных торжеств не планируется. Пожалуй, кроме гастролей в Киеве, в конце мая, шекспировского театра «Глобус», который покажет «аутентичного» «Гамлета». И, посредством спектакля, снова напомнит: весь мир — театр, а все люди в нем — актеры. (Олег ВЕРГЕЛИС)

Источник

Популярные статьи: