Худрук театра «Глобус» Доминик Дромгул: «Два года будем играть «Гамлета» на всех континентах. Подобного в мире не было»

На этой неделе в Лондоне в Шекспировском театре «Глобус» состоялась премьера новой версии «Гамлета»: посвящение 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира. К этой дате будут приурочены и гастроли театра «Глобус» в Украине в рамках мирового турне. Трагедию о Принце Датском сыграют в столице Украины в «Мистецькому Арсеналі» (внутри готовят специальный зал, призванный сохранить аутентичность зрелища). Этот спектакль — о власти, коварстве, любви, насилии — удивительным образом совпадает и с президентскими выборами в Украине: международная премьера 24 мая, «за день до…».

Художественный руководитель шекспировского «Глобуса» — режиссер Доминик Дромгул — в интервью ZN.UA рассказал о проекте, гастролях, своем ощущении легендарного театра.

фото

 Доминик пришел в «Глобус» девять лет назад, а в 2016-м должен из него уйти по собственному желанию. По мнению режиссера, если уж занял значимую общественную должность, то через некоторое время должен уступить это место, чтобы другие профессионалы проявили на руководящем посту свои способности.

Для «наших» сей альтруизм непонятен и непостижим. Подобное театральное «бессребреничество» здесь просто невозможно представить. Но в «формате» британской театральной жизни заявления Дромгула — не чудачество, а естественное движение души. Сам режиссер никогда не зарился на руководящие должности, поскольку предпочитал создавать «свой» театр. С нуля. С первого кирпича в фундаменте.

Родился он в Бристоле (мать — актриса, отец — режиссер). В детстве читал коровам на лугу «Юлия Цезаря», а в юные годы открыл свою театральную студию. Когда окончил Кембридж, стал работать ассистентом режиссера в скромном театре «Буш». Сильно увлекся современной британской драматургией: некоторые пьесы, поставленные им, критиков шокировали и отвращали. Адаптировав для сцены около 70 современных пьес (среди них произведения Филиппа Ридли и Конора Макферсона), он вряд ли мог представить, что когда-нибудь будет призван на должность «хранителя» золотых канонических текстов Британии… Вышедших из-под пера Сами Знаете Кого. Кстати, именно о Нем в 2006-м режиссер написал книгу «Уилл и я: как Шекспир завладел моей жизнью».

Итак, в 2005-м Дромгул сменяет на посту худрука «Глобуса» актера Марка Райленса. И по сей день успешно руководит главным «аутентичным» и «физическим» театром Королевства. Премьера за премьерой; актеры выстраиваются в очередь, чтобы поработать в «Глобусе»; гастроли по всему миру. И вот новый шекспировский межконтинентальный тур, охватывающий 200 стран. В том числе и Украину.

***

— Я не уверен, что хоть одна постановка в мире когда-либо исполнялась в такой огромной веренице локаций, как это произойдет с «Гамлетом», который будет представлен, без преувеличения, всему миру, — рассказывает ZN.UA Доминик Дромгул. — Начинаем путешествие по белу свету с Лондона, с чудесного «Глобуса», затем будем «странствовать» по разным городам Европы. Покажем «Гамлета» в суперсовременном Национальном центре искусств Пекина. Будут представления в греческих и римских амфитеатрах. Шекспира увидят на главной площади Марракеша, а также в одном невероятном театре, который расположен внутри джунглей Санта-Лусии…

фото

 — Доминик, столь насыщенный марафон предполагает мощную команду. Несколько слов о творческом составе, с которым будете путешествовать. 

— Как вы знаете, у нас совершенно новая оригинальная постановка классической трагедии Шекспира, приуроченная к его 450-летию. А труппа для всемирного турне — это 12 актеров и четыре менеджера. Декорации переносные. Спектакль «Гамлет», который представляет собой отражение всех изгибов шекспировского английского языка, будет продолжаться два часа сорок минут. Режиссеры — я и Билл Бакхерст. Художник Джонатан Фенсом. Композитор Билл Баркли. В самом спектакле переплелись разные международные «узоры»: много людей, представителей разных культур и разных театральных традиций, собрались вместе, чтобы привнести в этот проект что-то свое…

— Кто играет Гамлета? 

— Два актера. Лади Эмерува и Наим Хайят. Другие мужские и женские роли по очереди исполнят Кейт Бартлетт, Джон Дугалл, Миранда Фостер, Фиби Филдс, Берус Хан, Том Лоуренс, Дженнифер Леонг, Равири Паратен, Метью Ромейн, Аманда Вилкин.

Например, Равири Паратен — один из главных актеров театра Маори в Новой Зеландии. У нас он будет играть Клавдия и Полония.

Один из наших Гамлетов — Лади Эмерува — родом из Нигерии. Другой, уже упомянутый мною актер Наим Хайят, выходец из мусульманской семьи, родился в восточном Лондоне.

А одна из Офелий — Дженнифер Леонг — актриса гонконгского театра Шу-Винг. Она уже играла на сцене «Глобуса» два года назад в спектакле «ТитАндроник».

— Состав действительно интернациональный. А международный маршрут спектакля? 

— Голландия, Германия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Латвия, Эстония, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Румыния, Македония, Албания, Косово, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Венгрия, Чехия… И так далее.

— И все это без отдыха и передышки? 

— В течение недели у актеров будет два выходных дня, чтобы набраться сил. Но, действительно, вызов большой: два года в постоянном движении по всем континентам. Подобного мир еще не видел.

— Статьи и пресс-релизы о «Глобусе» информируют о том, что текущие спектакли театр способен играть где угодно — и в пафосных залах, и в чистом поле. Вроде бы «Глобус» однажды играл в Бухаресте даже посреди автострады. А еще играл на пляжах, в тропических лесах, на тихоокеанском острове, даже в Антарктиду собрались, к пингвинам. То есть, «место силы» для вас не имеет значения? Важна аудитория? 

— Как известно, в 1608-м, спустя несколько лет после написания «Гамлета», эта великая трагедия была разыграна на борту корабля «Красный дракон» у берегов Йемена. Это исторический факт! А уже через десять лет пьесу представляли в Южной Европе…

Сам Шекспир уделял большое внимание гастролям, популяризации своих текстов, привлечению новых зрителей. Вот мы и продолжаем эту традицию! В процессе тура будем передвигаться по миру поездами, автобусами, кораблями, самолетами… Чтобы донести шекспировскую пьесу зрителям разных стран.

В Киеве, например, спектакль будет сыгран в огромном пространстве музейно-выставочного комплекса. Сама атмосфера, уверен, будет способствовать успеху. Надеюсь, спектакль понравится украинским зрителям.

— Расскажите о действующем репертуаре «Глобуса». Какие новые проекты появились на сцене? Какие вскоре появятся? 

— В прошлом году на сцене «Глобуса» зрители могли увидеть спектакли «Ричард III», «Двенадцатая ночь», «Король Лир», «Генрих IV», «Макбет», «Укрощение строптивой».

В течение 2014-го будут другие постановки по произведениям Шекспира. Помимо «Гамлета» — «Венецианский купец». Будут также постановки произведений современников Шекспира — Франческо Кавалли, Френсиса Бомонта, Джона Вебстера, других.

— Доминик, «Глобус» — театр аутентичный, для многих музейный. Но вы, как известный поборник новой драмы, все-таки ощущаете изменения в настроениях и потребностях современного зрителя? Есть примеры, когда молодежь не воспринимает спектакли «Глобуса», отторгая их, клеймя как сценическую архаику? 

— Уверен, Шекспир был и будет актуальным всегда. Современный британец иногда даже не осознает, насколько его язык наполнен словами, которые придумал именно Шекспир. Поэтому — никакой архаики!

Вот пример. В 2012-м году во время Олимпийских игр в Лондоне театр «Глобус» стал частью Культурной Олимпиады. На нашей сцене проходил мощный, мало с чем сравнимый фестиваль, который назывался Globe to Globe. 37 компаний из 37 стран встретились в пространстве «Глобуса», чтобы сыграть в течении шести недель весь репертуар Шекспира на совершенно разных языках! Язык маори, японский, арабский…

Все это лишь подтверждает факт постоянного интереса к Шекспиру, именно сегодня. А театр «Глобус» — это и дом Шекспира, и точка преломления разных мировых культур.

***

В 1997-м «Глобус» был построен заново. Сэм Уонамейкер, «один сумасшедший американский актер и бизнесмен» (как его называет Доминик Дромгул) еще в 1949-м начал пробивать идею «воскрешения» шекспировского театра. Этот человек оказался столь настырным и упорным, что 47 лет не расставался со своей мечтой. Увы, он не дожил всего лишь два года до ее воплощения.

Между тем старый-новый «Глобус» стал реализацией мечты всей его жизни и, по сути, гордостью Британии.

Теперешнее здание «Глобуса» находится на берегу Темзы в 200 метрах от первоначального местонахождения театра. По словам Доминика Дромгула, в архитектуре «Глобуса» есть некое волшебство, аккумулирующее энергию, которая постоянно заряжает публику.

Спектакли «Глобуса» собирают ежевечерне около 3 тысяч зрителей. Как правило, много туристов, однако и местные ценители патриотично преданы театральной колыбели великого барда.

Рождение и возведение «Глобуса» датируется 1599-м. Строили здание на средства труппы «Слуги Лорда-Камергера» (ее возглавлял трагик Ричард Бербедж). Появление этого театра совпало с разными приливами-отливами общественно-политической и культурной жизни Англии: усиление и унижение графа Эссекса, блеск и слабость Елизаветы, внутренние и внешние военные конфликты.

В 1597-м после скандала вокруг пьесы «Собачий остров» (актуальная сатира Бена Джонсона и Томаса Нэша) возникло «поветрие» — закрывать неугодные театры. Затем гнев сменили на милость. И Шекспир, тогда уже подаривший миру Фальстафа и других своих ярких героев, вместе со «Слугами Лорда-Камергера» начал искать местечко для театральной пристани.

Строительство совпало с рождественскими праздниками: дюжина рабочих возила на телегах лесоматериалы, в это же время разрушали старое здание, возводили новое… Известный писатель и один из биографов барда Энтони Берджес образно представил ту эпоху: «Всю весну 1599 года рабочие усиленно трудились над возведением самого красивого театра, который когда-либо видел Лондон. Актеры знали, чего хотели: круглое по форме здание, деревянную букву «О», со всеми прежними помещениями, которые делали елизаветинскую драму быстрым интимным ритмическим средством общения; выступающая в зал авансцена, задергивающаяся занавесом ниша или место для заучивания роли; терраса или галерея на верху; над ней галерея для музыкантов; удобный подвал и люк. Все с нетерпением ждали того момента, когда впервые поднимут флаг театра: Геркулес с земным шаром на плечах. Девиз должен был быть таким: «Весь мир театр». Театр и получил название «Глобус».

Как известно, в 1613 году театр сгорел во время представления «Генриха VIII». Однако не горят не только рукописи — театры тоже.

«Глобус» — назло врагам — восстанавливался и воскресал, а Шекспир по-прежнему оставался его флагом и пламенным сердцем.

Нынешний худрук «Глобуса», 50-летний Доминик Дромгул признается, что с иронией воспринимал процесс восстановления театра в конце 90-х: многие детали интерьера не соответствовали подлиннику. Однако он отмечает: «Само устройство этого театра генерировало необыкновенную энергию, люди собирались вместе, стояли бок о бок, ожидали начала представления, слушали текст…»

Сегодня режиссер сравнивает атмосферу в современном «Глобусе» с состоянием зрителей на рок-концертах. Само пространство «Глобуса» помогает передать пульс шекспировских пьес. В какой-то момент режиссер осознал: именно этот театр и призван ставить трагедии-комедии Шекспира как «новые тексты», словно их не играли 400 лет. В таком подходе — актуальность, в некотором смысле даже экспериментальность.

Успешно существующий нынешний «Глобус» обходится без государственных дотаций. Даже спонсоры не всегда нужны шекспировским проектам этого театра. «Нас кормит только Шекспир!» — говорит худрук. И утверждает, что за год его «Глобус» может реализовать 500 тысяч билетов. А это в два раза больше, чем за этот период продает Королевский театр Британии.

При этом для самого худрука «кормилец Уилл» — не бог, не царь, не герой, а всего лишь один земной человек, который когда-то (400 лет назад) жил — не тужил. И который все-таки БЫЛ (в этом нет сомнений, несмотря на «версии»). Нынешний худрук «Глобуса» настаивает: «Шекспир был сложным человеком… Иногда плохо себя вел… Иногда выпивал… Он очень быстро писал и ужасно относился к собственной семье. Был жадным… Но при этом он был гений… Шекспир, которого мы знаем по текстам — это и есть сам Шекспир. Другого не было. Даже не сомневайтесь!»

Источник

Популярные статьи: