МХТ и БДТ поедут в российскую глубинку с масштабными гастролями

Организованный Минкультуры «Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности» наследует советскому управлению

Впервые в новейшей истории России в стране появится организация для централизованного управления театральными гастролями. Об этом сообщил министр культуры Владимир Мединский.

Созданный Минкультуры «Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности» призван упорядочить поездки столичных трупп по регионам, а также познакомить наиболее отдаленные города страны с современной театральной культурой.

Возглавит центр театральный менеджер Евгения Шерменева, ранее работавшая заместителем руководителя департамента культуры правительства Москвы.

Представляя новую структуру, министр культуры Владимир Мединский дал историческую справку о гастрольной истории СССР, прямо намекнув на преемственность инициатив своего ведомства.

— В советские годы постоянно ездили на гастроли. В каком-нибудь маленьком населенном пункте практически не было человека, который бы не имел возможности несколько раз в жизни увидеть живьем крупные отечественные театры, — сказал министр, добавив, что «в 1990-е годы эта система рухнула».

В эпоху рыночной экономики организацией гастролей начали заниматься частные предприниматели, которым было невыгодно возить в малые города спектакли МХТ или БДТ. Полноценная гастрольная деятельность сменилась краткосрочными разъездами трупп по контракту либо проектной работой инфраструктурных организаций вроде фестиваля «Золотая маска».

— Министерство культуры также занималось организацией гастролей, однако сейчас у нас возникла потребность в централизованной системе, — рассказала «Известиям» директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум. — Часть гастрольных проектов мы организовывали согласно 94-му федеральному закону, выбирая операторов по тендеру.

Отсутствие централизованного управления гастролями, по словам собеседницы «Известий, влекло за собой «перекосы на местах» — спектакли вывозились в немногочисленные платежеспособные города, а остальные населенные пункты игнорировались. Новая организация призвана не только упорядочить гастрольную карту, но показать лучшие спектакли в самых отдаленных регионах России.

В первую очередь министерство планирует заняться гастролями драматических театров федерального подчинения — на данный момент в России их 13. Театры оперы и балета — Большой и Мариинский — в список пока не вошли.

— Гастроли музыкального театра дорогостоящи, их невозможно сделать массовыми, — считает Апфельбаум. — Наша идея в том, чтобы возобновить масштабные, полноценные гастроли драмы, с хорошими декорациями и костюмами — по 7–8 названий за приезд.

Цены на билеты при этом будут сохраняться на уровне средних региональных. Минкультуры планирует сохранять статус-кво как за счет бюджетных средств, так и благодаря помощи меценатов.

Предполагается, что выручка от спектаклей гастролеров останется в местном театре, благодаря чему региональная культура получит дополнительную помощь.

«Известия» обратились к руководителям и директорам театров федерального подчинения с просьбой прокомментировать инициативу Министерства культуры.

Худрук Театра Наций Евгений Миронов, как выяснилось, уже поднимал вопрос о недостатке региональных гастролей на президентском Совете по культуре и рад, что его инициатива получила продолжение.

— Театр Наций занимается этой деятельностью всю свою жизнь. У нас есть фестиваль театров малых городов, во время которого лучшие театры провинций привозят свои спектакли в один город, который становится центром фестиваля, — рассказал Евгений Миронов. — В прошлом году это был Пятигорск. Причем они не просто показывают спектакли, а общаются между собой на лабораториях и делают совместные проекты. Так что мы ездим в малые города регулярно, я счастлив, что теперь это будут делать все.

Новации Театра Наций действительно имеют нечто общее с планами центра. Министерство культуры также подчеркивает, что помимо спектаклей на сценах местных театров, столичные гости будут проводить различные междисциплинарные мероприятия — творческие встречи, лаборатории и мастер-классы.

И.о. директора БДТ имени Товстоногова Михаил Барсегов рассказал «Известиям» о том, что представители министерства уже вели с ним переговоры о предстоящих гастролях.

— Сегодня мы редко выезжаем в малые города. Недавно были в Киришах, а в основном мы гастролируем по городам-миллионником и за границей. Создание такого центра очень целесообразно, тем более под руководством такого специалиста, как Евгения Шерменева — она отличный театральный продюсер, — отметил Михаил Барсегов.

Сама Евгения Шерменева отказалась от комментариев, сославшись на то, что находится в роуминге.

Замдиректора по репертуару и работе со зрителями театра имени Вахтангова Антон Прохоров рассказал «Известиям», что «даже не каждый большой город может позволить себе гастроли московского театра», а центр сделает их доступными всем любителям искусства.

— Театр Вахтангова очень часто выезжает на гастроли, и к идее [Министерства культуры] мы относимся положительно. Однако пока не очень ясно, как это всё будет функционировать, — признался Антон Прохоров.

Первые гастроли, организованные новым центром, должны состояться уже в этом году. Маршрут столичных артистов охватит 27 малых городов России.

Источник

Популярные статьи: