Несгибаемая «королева Люся»: к 80-летию со дня рождения Гурченко

Несгибаемая «королева Люся»: к 80-летию со дня рождения Гурченко

«Я живу и работаю для вас. Когда я в кадре, я предощущаю, как вы улыбнётесь или заплачете, глядя на экран. Я выхожу на сцену и слышу ваши аплодисменты — это для меня как взлёт в небо, как взмах крыльев», — говорила, обращаясь к зрителям, Людмила Гурченко, которой 12 ноября могло бы исполниться 80 лет. Актриса театра и кино, эстрадная певица и кинорежиссёр, она была женщиной, умевшей любить и жить на полную катушку.

 

Цунами из Харькова

В родном Харькове она, дочь Марка Гурченко (настоящая фамилия —  Гурченков, из батраков) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (дворянского происхождения), встретила войну. До этого кошмара родители будущей актрисы работали в филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на праздниках. Супруга ему помогала.

Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну. А маленькая Люда с мамой остались в оккупированном Харькове. По воспоминаниям Гурченко, ей приходилось петь и танцевать перед захватчиками (репертуар был, в основном, из немецких оперетт), чтобы помочь маме с пропитанием.

После освобождения Харькова, осенью 43-го, Люся пошла в школу (сейчас — гимназия №6), расположенную во дворе её дома. Год спустя она поступила в музыкальную школу.

Окончив десятилетку, Гурченко поехала в Москву, поступила во ВГИК. В кино дебютировала студенткой — в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). Наверное, не случайно, её первая фраза на кинопоприще была: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!». Актриса признавалась позже: «Я именно этого и хотела — прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну».

И она создала. Да не просто волну — цунами, накрыв своими талантом, шармом, неповторимостью миллионы зрителей. И став для поклонников «королевой Люсей». Блистательной и очень близкой, понятной. Своей…

На счету Людмилы Марковны — почти сто ролей. Наиболее известна по картинам «Карнавальная ночь», «Соломенная шляпка», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Моя морячка», «Старые клячи».

С дебютного фильма молодого режиссёра Эльдара Рязанова — новогодней комедии «Карнавальная ночь», в которой главную роль сыграла студентка Людмила Гурченко, начался их совместный триумф. Благодаря роли Леночки Крыловой юная украинка стала всесоюзной любимицей. «Карнавальная ночь» побила рекорды проката (на неё было продано 48,64 миллионов билетов), а песня «Пять минут» до сих пор считается одной из лучших новогодних композиций.

 

Под прессом КГБ

Казалось, после успеха «Карнавальной ночи», карьера юной актрисы должна стремительно рвануть вверх. Но не тут-то было.

Написанный специально под Люду сценарий фильма «Девушка с гитарой» особого успеха не имел. За Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра.

Учитывая сложнейшее материальное положение молодой актрисы (даже первое концертное платье, которое отец привёз Люсе с войны, ей пришлось отдать в комиссионный магазин, чтобы расплатиться с долгами семьи), она вынуждена была зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, хваталась за любые предложения, ездила в разные уголки страны.

Завистников у неё всегда хватало. И вскоре в «непредвзятой» советской прессе появились статья «Чечётка налево». «Халтурили» тогда все. Почему же под удар попала именно Гурченко? А потому, что ещё в 1957 году, во время съёмок фильма «Девушка с гитарой», её вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Людмила отказалась. И началась травля…

«Двадцать лет меня уничтожал КГБ безденежьем и нищетой за то, что я, будучи совершенным патриотом страны, отказалась с ними сотрудничать. Ни квартиры, ни прописки, ни денег — одна слава и популярность! — вспоминала она. — За годы, пока я не снималась, было всякое. В том числе, и суицидные вещи. Ролей в кино не предлагали, зато у меня были столовые, шахты, тюрьмы, где я выступала. Поверьте, я знаю самые горькие и безотрадные стороны жизни».

Несгибаемая «королева Люся» выступала, писала (со временем вышло три потрясающие книги «Моё взрослое детство», «Аплодисменты», «Люся, стоп!»), пела. Мало кто знает, что Гурченко сама сочиняла песни, исполняя их на гастролях. Она призналась в этом только после выхода своего режиссёрского дебюта, фильма «Пёстрые сумерки» (2010), в титрах которого была указана, в том числе, и как композитор.

Период забвения длился 10 лет. И хотя роли у неё были, но далеко не те, которых заслуживала…

 

За успех расплатилась здоровьем

В 70-е зрителей покорили музыкальные фильмы с участием Гурченко. Она блестяще играла и пела в «Табачном капитане», «Соломенной шляпке», «Небесных ласточках», «Маме», которая принесла ей новые испытания. 14 июня 1976 года, во время съёмок на льду, клоун Олег Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Ту собирали буквально по кусочкам (19 осколков)!

 

Сразу после сложной операции Гурченко продолжила сниматься. Правда, танцевать и ходить на шпильках смогла только благодаря многолетним тренировкам и специальным физическим упражнениям.

А вот другой клоун, Юрий Никулин, очень ей помог. В 1976 году они вместе играли в ленте «Двадцать дней без войны». Оба тогда вышли за рамки традиционного комедийно-лёгкого амплуа, выдав шедевр драматизма. Гурченко с благодарностью вспоминала сотрудничество с Никулиным: «Если бы не он, не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

А потом была «Сибириада» Андрея Кончаловского, где ей тоже досталось…

«За мой успех мне пришлось заплатить немалую цену — рассчиталась здоровьем: все болячки, что я имею, нажиты из-за кино. Сломанная нога, пять операций, желчный, печень, желудок, гастрит… Двойным гайморитом аукнулись зимние сцены, проблемы с руками достали: ещё в детстве я их отморозила, а тут работа — всегда холодно», — признавалась Гурченко.

 

«Я не изменяла ни разу в жизни»

«У меня было много браков. Зато все — честные», — говорила она.

Первый мужем «королевы Люси» стал кинорежиссёр Василий Ордынский (1923-1985). Гурченко выскочила за него в 18 лет, и брак тот, о котором она предпочла забыть, продержался чуть более года.

Потом был сценарист, историк, красавец Борис Андроникашвили (1934-1996), ушедший после распавшегося брака с Гурченко к Ноне Мордюковой. Именно от Андроникашвили 5 июня 1959 года Людмила родила своего единственного ребёнка — дочь Марию. Но воспитанием её практически не занималась. «Мать я, честно говоря, никакая, — признавала она. — Актрисе нельзя быть матерью. Всё нужно отдавать или профессии, или детям… Лично я выбрала первый путь».

Далее Гурченко связала свою судьбу с коллегой про профессии, полным тёзкой и приёмным сыном писателя Александра Фадеева («Разгром», «Молодая гвардия»). Но и эти отношения продолжались недолго.

Потом пришёл черёд певца Иосифа Кобзона. Но два темперамента не ужились под одной крышей. Три года — и разбежались.

А вот с музыкантом и аккомпаниатором Константином Купервейсом они были вместе 18 лет. «Когда я познакомилась с ним, ему было 24, а мне 37, — вспоминала те отношения Гурченко. — Он был молод, мало знал, не видел жизни, и я его научила многим вещам. А потом он вдруг решил, что повзрослел, и захотел уйти. Я была не готова к такому удару. В то время я снималась как зверь: работа, работа, работа, деньги, деньги, деньги… А он меня обманывал. Причём делал это за моей спиной. Лучшего артиста я не встречала никогда! Если мой любимый человек мне изменяет, значит, считает меня ничтожеством… В таких случаях я просто уходила… Навсегда».

С 1993-го и до самой смерти её связывали отношения с продюсером Сергеем Сениным (он был младше на 26 лет), с которым Людмила Марковна познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка».

 

По словам актрисы, Сенин покорил её тем, что, пребывая в тени, был всегда опорой, настоящим мужчиной. «Он — человек, который надувает паруса. Это очень сложная задача: не выпячивать себя, а надувать паруса, быть за кадром и делать этот кадр. Он мне во всём помощник, — рассказывала Гурченко. — У меня был такой шлягер: «Главное — чтоб кто-нибудь любил. Со всеми недостатками, слезами и припадками, скандалами, и сдвигами, и склонностью ко лжи…». Я не слишком верю, что одинокая женщина может быть по-настоящему, безоговорочно счастлива. Необходимы мужское плечо, защита, ум, поддержка».

 

«Не спрашивайте меня о будущем»

В феврале 2011-го актриса приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. В том же месяце она поскользнулась у своего дома в Москве и сломала бедро.

Гурченко была госпитализирована, на следующий день ей сделали операцию. Международный женский день она встречала уже дома, но 30 марта состояние Людмилы Марковны ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая бригада «скорой помощи» не смогла её реанимировать.

Прощались с Легендой 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим выполнил дизайнер и фотограф Аслан Ахмадов, с которым у Гурченко якобы был роман.

Похоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию актрисы упокоиться рядом с родителями и внуком Марком (тот умер в 16 лет от передозировки наркотиков) на Ваганьковском.

… До сих пор продолжаются скандалы по поводу «наследства Гурченко». СМИ сообщают, что дочь усопшей, Мария Королёва, которой отошли иномарка и загородный особняк, требует, чтобы ей отдали ещё и квартиру актрисы в Трёхпрудном переулке. А Сергей Селин хочет сделать там «музей Люси», сохранив всё, как было при её жизни — от интерьера до коллекции сценических костюмов, которые Гурченко расшивала сама, вручную.

…«Не спрашивайте меня о будущем. Я просто живу с достоинством и решаю проблемы по мере их поступления», — говорила «королева Люся». Жаль, что достоинство не передаётся по наследству…

 

Секрет её стройности

Она всегда выглядела великолепно. Как уверяла — всё дело в генах.

«Спасибо моим родителям, их гены не позволяют мне расплываться, — делилась Людмила Гурченко. — Папа всю жизнь был в одном весе, и я тоже. Во мне 53 с половиной килограмма, как и в 10-м классе… Хотя фигурой своей особенно не занимаюсь. Стыдно в этом признаться, но даже зарядку не делаю… Я не придерживаюсь диет, ем очень хорошо. Так хорошо, что больше, чем надо, в два раза. Тем не менее, я никогда не занимаюсь обжорством и другим не советую. Секрет так прост: не переедать!»

 

Популярные статьи: