Обещание на рассвете

«Я верю в скрытую логику добра». 

Ромен Гари.

 «Обещание на рассвете».

Есть книги, которые оставляют в душе неизгладимый след. Книги, к которым возвращаешься мысленно, которые перечитываешь время от времени. Книги поразительной глубины, которые мозг совершенно бессознательно разбирает на цитаты, и именно эти фразы в определенные моменты жизни  всплывают в памяти  маленькими яркими маячками. Именно эти слова часто   становятся жизненным ориентиром, парусом мечты, а иногда и спасательным кругом. Есть книги, которые  производят настолько сильное впечатление, что сознание изначально и категорически отторгает мысль о возможности просмотра их  экранизации или сценического воплощения просто потому, что не хочется портить собственное восприятие чужим прочтением событий и образов. Таких книг немного, но тем дороже каждая из них.

«Вместе с материнской любовью на заре вашей юности 

вам дается обещание, которое жизнь никогда не выполняет».

«Обещание на рассвете» Ромен Гари… Я перечитывала этот роман столько раз, что знаю его практически наизусть. Автобиографический, спорный, местами наивный и такой щемящий рассказ о матери, которая фанатично любила единственного сына и вопреки всему  слепо верила в большое будущее своего маленького мальчика.

По совершенно необъяснимой причине, спектакля, который ставила по этой книге Ирина Зильберман,  я ждала с нетерпением. Ждала и к собственному удивлению нисколько не боялась разочароваться.

Два часа, четыре актера,  пожелтевшая кинолента, треск старого проектора, парашют, океан, прекрасная музыка,  едва уловимая, почти осязаемая Франция, светлая грусть и знакомые строчки любимой книги сложись в спектакль, который я посмотрю еще не однажды.

«Сколько существует невероятных матерей, о которых никто не помнит, потому что их сыновья не смогли написать «Обещание на рассвете»  В дрожащем на занавесе изображении Ромена Гари, рассказывающего о своем романе, больше всего поразили руки – красивые, беспокойные и такие живые! Руки, которые спустя годы совершат роковой выстрел, обрывая земной путь великого француза, так и не  сумевшего смириться с тем, что жизнь не исполнила обещания, данного ему на рассвете…  И пускай спектакль смещает акцент в сторону другого обещания – сыновнего, это ничего не портит, поверьте!

Мимы – образ сказочной Франции, фантомы событий и людей, свидетели побед и поражений маленького Ромушки, ненавязчивые спутники в дороге, по которой Нина Борисовская самоотверженно вела своего сына «к славе и поклонению толпы».

«Когда мать принимала решения, она всегда шла до конца и даже чуть дальше». Энергичная и напористая мать однажды приняла бесповоротное решение о том, что ее сын станет знаменитым и не оставила ему выбора.  Царственно благородная, артистично манерная, абсурдно настойчивая, отчаянно трогательная, мужественная и хрупкая маленькая женщина! Мать, для которой мальчишка  со светло-голубыми глазами стал центром Вселенной  и  самой большой жизненной победой. Читая книгу, конечно,  я представляла себе Нину Борисовскую несколько иначе, но теперь, благодаря Надежде Кондратовской, образ  сложился окончательно и бесповоротно!

«До чего же детство сильно во взрослом человеке!» Маленький Ромушка, сидя на коленках, смущенно благодарит старого соседа за рахат-лукум, который ему еще предстоит отработать при встречах с сильными мира сего. Ромушке 9, он впервые влюблен и готов съесть галошу ради жестокой маленькой Валентины. Ромен-подросток  и он в первый и единственный в жизни раз повернулся спиной к своим врагам… Все это играет на сцене взрослый, состоявшийся мужчина и это не выглядит нелепо!

Ромен-капрал, Ромен-писатель, Ромен-летчик… И пусть Алексей Богданович ни капли не похож ни на Ивана Мозжухина, ни на Ромена Гари — глаза у него точно голубые и летная куртка чертовски ему идет! Хотя, тема военной авиации очень мне близка и в этом вопросе я вовсе не объективна. А еще, я ловила себя на мысли о том, что многие моменты книги я читала именно с теми интонациями, которые услышала со сцены от главного героя. Без пафоса, без надрыва, без излишнего героизма и сентиментальности. Очень просто и очень светло!

Мне не хватило, конечно, полноты книжной картинки  и многие самые-самые любимые цитаты, к огромному моему сожалению, так не прозвучали, но одним любимым спектаклем стало больше!

 «Жизнь полна упущенных возможностей». Этой фразы не было в спектакле  Ирины Зильберман, но я не могу не вспомнить о ней сейчас: если вы любите театр, не упустите возможности посмотреть «Обещание на рассвете». А еще лучше, возьмите с собой маму, потому что когда спектакль закончится, вам очень захочется сказать ей о том, как вы ее любите.

Источник

Популярные статьи: