Шекспир врос в Муссолини

15 и 16 апреля в Театре им. Моссовета покажут спектакль «Укрощение строптивой», поставленный Андреем Кончаловским в Италии. А с 23 апреля по 3 мая в Лондоне пройдут гастроли Театра им. Моссовета. Там покажут чеховские спектакли Кончаловского. Сейчас он вводит в них актрису Юлию Пересильд. 

Интенсивности его жизни можно только удивляться. Несколько дней назад Андрей Кончаловский выходил на сцену московского Театра оперетты в качестве президента киноакадемии «Ника». Только что он закончил работу над новым игровым фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в котором задействованы непрофессиональные артисты. Сказать хоть несколько слов о том, когда мы увидим картину и как она рождалась, Андрей Сергеевич наотрез отказался: «Рано еще об этом говорить. Недели через три-четыре уже можно будет что-то сказать».

А пока он поделился своими впечатлениями о театральных опытах. «Укрощение строптивой» Шекспира Кончаловский поставил в Teatro Stabile Napoli на итальянском языке. Премьера состоялась на Неаполитанском театральном фестивале. Главные роли играют Маша Музи (Катарина) и Федерико Ванни (Петруччо). Кончаловский говорит, что итальянские актеры открыты миру, у них великолепное чувство ритма, они хорошо двигаются. Могут сделать сальто, превратиться на глазах в страуса или петуха, сыграть, кого угодно. Машу Музи Кончаловский назвал любимой актрисой Някрошюса. Она играет у него во всех спектаклях в Италии, в том числе и Анну Каренину. Поначалу роль Катарины актрисе не давалась, и она страшно нервничала. Тогда Кончаловский ей сказал: «Надо встать на голову и делать все по-другому». И она встала.

Выбор «Укрощения строптивой» объясняется тем, что Кончаловский хотел, чтобы его первая постановка в Италии оказалась «итальянским произведением». Действие происходит в Падуе, все персонажи – итальянцы. «Ведь это комедия дель арте, — говорит Андрей Сергеевич, — Неважно, что она написана англичанином Шекспиром. Часть декораций проецируется на экран, что создает феллиниевскую атмосферу». «Для меня это первый опыт работы в комедии дель арте. Слава богу, у меня были артисты родом из Неаполя, у них я многому научился. Я 20 лет не читал «Укрощение строптивой», а когда перечитал, то пришел в ужас. Стал ругать себя за то, что согласился ставить эту пьесу. Вернее, я стал думать, как буду из этого вылезать. Когда меня спрашивают про концепцию, я отвечаю, что в голову придет. Навожу интеллектуальный туман. Потом ведь все выстроится по-другому. Главная проблема для постановщика – как делать Петруччо. Мы привыкли, что его представляют мачо, грубияном, самодостаточным мужиком с улицы. Я подумал о таком прекрасном итальянском актере-комике, которого молодые уже и не знают, — Альберто Сорди. Толстый, без талии, с большим задом, гениальный ребенок. И меня как осенило. Петруччо должен быть поход на оленя или дельфина. И все пошло. В процессе работы маски стали само собой определяться, поперли на меня. Кто-то оказался похож на Муссолини, кто-то – на Сальвадора Дали. Подобные ассоциации зрителю не нужны, но нужны мне, как режиссеру. У меня нет чувства юмора, и я захотел проверить, смогу ли что-то сделать, чтобы люди смеялись. Я ставил спектакль, как птица. Только птичке не платят, а мне платили. Было состояние свободы, а это счастье для любопытного человека, каковым я себя считаю».

Шекспира Кончаловский охарактеризовал весьма неожиданно: «Это смесь борделя и небес, площадного, низкого начала и божественных открытий». В нем он нашел элементы театра абсурда, как если бы речь шла об Ионеско. События пьесы перенесены в 20-е годы прошлого века. То есть зритель окажется в Италии 20-х, погрузиться в роскошный стиль ар-деко, архитектуру времен Муссолини, которую Кончаловский высоко ценит. Спектакль, по его словам, идет в бешеном ритме. Его можно смотреть без субтитров. Это то, что сегодня называется физическим театром. Кончаловский считает, что им может наслаждаться даже слепой человек, в отличие от кино. «Я ставлю спектакли и фильмы так, словно пишу музыку. Я — композитор. Идеи вторичны. И если кто-то чего-то не понимает, значит, я проиграл. Хочу, чтобы зрители были как дети, которые смотрят фокусы», — рассказывает Кончаловский.

А с 23 апреля по 3 мая в Лондоне пройдут гастроли театра им. Моссовета со спектаклями «Три сестры» (2012) и «Дядя Ваня» (2009) в постановке Кончаловского, Сыграют их в лондонском Театре Уиндема. Это, как рассказал нам Андрей Сергеевич, дорогое удовольствие. Итальянские актеры мечтали приехать в Москву. Для них это гораздо большее событие, нежели гастроли в Париже. А он сам впервые увидит в Лондоне свои постановки так, как они задумывались в идеале. Утром можно посмотреть «Дядю Ваню», вечером – «Три сестры». Два спектакля в один день. «Мне важно, что я увижу Чехова в Лондоне как симфонию в исполнении симфонического оркестра. Он и задуман был как симфония» — поделился своей радостью Андрей Кончаловский.

Источник

Популярные статьи: