Украинский театр, выставка достижений

Накануне Международного дня театра на сцене Национального театра имени Ивана Франко подведут условные итоги столичного сценического 2013-го. В рамках традиционной премии «Киевская пектораль» будут определены лучшие спектакли, режиссеры, актеры и художники. 

Корпоративный праздник «Пекторали» в этом году видится не сильно праздничным по ряду независимых от искусства театра причин. Во-первых, общественно-политическая обстановка, навевающая тревожные мотивы трагедии Александра Корнейчука «Гибель эскадры». Во-вторых, нервность многих наших театралов в связи с уже анонсированными сокращениями зарплат, надбавок и т.д. Последняя беда подана пока в режиме «ждите, скоро придут» без какой-либо арифметической конкретики. Но праздника даже от этого больше не становится. Поэтому, судя по всему, церемония награждения должна пройти сдержанно и скромно, но хотелось бы, чтоб и достойно. 

В ушедшем году театральный Киев разродился примерно семью десятками премьер. Группа экспертов на свой вкус и риск попыталась вычленить самые достойные. Умышленно не раскрывая карт, не буду афишировать тройку лидеров, но о промежуточных результатах второго этапа все-таки сказать нужно, тем более, что в театральном кругу это все уже известно и без газеты.

Итак, в пятерке лучших киевских спектаклей 2014 года (по версии критиков):

«Morituri te salutant» и «Квітка Будяк» (Театр имени Ивана Франко), «Нахлебник» (Театр имени Леси Украинки), «Загадочные вариации» (Молодой театр), «Чего хотят женщины?» (Театр драмы и комедии), «Обещание на рассвете» (Независимый арт-проект).

Лучшие спектакли малых сцен: «Бридкий» и «Две дамочки в сторону севера» (Театр драмы и комедии), «Кроткая» и «Прекрасний звір у серці» (Театр Сузір’я), «Любовь людей» (Молодой театр).

Лучшие музыкальные постановки: «Баядерка» (Национальная опера), «Лебединое озеро» (Киев Модерн Балет), «Времена года» (Театр оперы и балета для юношества)…

Режиссеры, которых критики посчитали лучшими в ушедшем году — Андрей Билоус, Станислав Моисеев, Дмитрий Богомазов, Алексей Кужельный, Тамара Трунова.

А в актерских номинациях прошлый год был щедр и интересен удачными дуэтами. Например, в «Загадочных вариациях» Молодого театра — Алексей Вертинский и Станислав Боклан: трудно разделить, какая роль в этой спевке — лучшая. Приятно, что не обошли вниманием во втором туре талантливого Марка Дробота в спектакле «Любовь людей». Симптоматично и символично, что в списке претендентов на лучшую мужскую роль — нынешний министр культуры Евгений Нищук (образ поэта и образ поэзии в спектакле «Прекрасний звір у серці»). Замечательный и слаженный актерский дуэт Алексея Богдановича и Надежды Кондратовской в спектакле «Обещание на рассвете»: каждый заслуженно попал в мужскую и женскую номинации. А вот левобережные актеры Виталий Салий и Михаил Кукуюк будут сражаться за лучшую женскую роль, поскольку именно такие роли они сыграли в постановке «Две дамочки в сторону севера». В номинациях «За лучшие роли второго плана» тоже приятные люди и одаренные артисты: Василий Баша, Василий Мазур, Александр Форманчук, Валентин Тамусяк, Наталья Корпан, Татьяна Михина, Татьяна Круликовская и другие.

Отрадный факт: на этот раз более-менее полноценно удалось укомплектовать дебютные номинации — актеров и режиссеров. Среди последних — Андрей Попов и Илья Пелюк — ученики Эдуарда Митницкого, а также Алексей Бузько — ученик Раду Поклитару.

В период честного подсчета баллов и голосов экспертная комиссия решила подкорректировать форматную ценность некоторых спектаклей и отнесла постановку Дмитрия Богомазова «Мorituri te salutant» к произведениям искусства, место которым на большой сцене, хотя репертуарно этот спектакль числится на Камерной сцене имени Сергея Данченко. Впрочем, друзья, не сцена красит спектакль — большая или камерная — а место в искусстве, если его удастся вовремя занять…

Источник

Популярные статьи: