В детстве наставники сажали «короля танца» Игоря Моисеева в темный карцер

21 января исполнилось 109 лет со дня рождения величайшего хореографа ХХ века.

Моисеев  изменил ход развития мирового хореографического искусства, сделал народный танец достоянием мировой культуры. Он стал организатором и также бессменным художественным руководителем и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца.

 

Детство

Родился  Игорь Моисеев в 1906  году в Киеве. Его отцом был Александр Моисеев — юрист, который принадлежал к обедневшему дворянскому роду, мамой —  полуфранцуженка, полурумынка Анна Грэн  —  модистка по профессии.

Когда Игорю было 4 года, отец попал в тюрьму из-за его симпатий к анархизму: Александр  придерживался принципа, что всякая власть есть насилие.  Когда это произошло, Анна увезла маленького сына в Париж и оставила в пансионе. Сама же вернулась хлопотать за мужа.

Жизнь в пансионе оказалась трудной. В основном там воспитывались там дети шести-семи лет. Игорю доставалась от них как от самого младшего. Наставники также не делали Игорю «скидку» из-за возраста, и предъявляли к нему те же требования, что и к старшим детям. Если же у Игоря не получалось выполнить требования, наказывали. Иногда даже в темный карцер сажали.

Мытарства мальчика закончились, когда отцу удалось оправдаться. После выхода Александра из тюрьмы мама сразу забрала Игоря из пансионата в родную страну.

Балет как противовес улице

Когда Игорю было 14 лет отец, сильно опасавшийся «дурного влияния улицы», записал парня  в балетную студию Большого театра Веры Ильиничны Масоловой — лишь для того, чтобы Игорь был постоянно занят.  Игорь быстро увлекся балетом, отдавая обучению все свои силы и время.

Через несколько месяцев обучения Вера Ильинична взяла парня за руку и привела его в Хореографический техникум Большого театра. Игорь успешно сдал вступительный экзамен и попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Горского.

Родители в то время относились к балету как к временному занятию Игоря  и лишь спустя годы поняли, что их сын связал свою жизнь с танцем навсегда.

Чайник на первую зарплату

В то время семья Моисеевых жила бедно. Отец преподавал французский язык, мама перешивала  вещи из старья и бралась за любую работу. Они постоянно недоедали. В 17 лет Игорь начал, на почве истощения, сильно болеть и почти год не мог танцевать. Из-за болезни его выпуск из техникума был отстрочен на год: он закончил обучение в 18 лет, хотя воспитатели хотели «выпустить» еще в 17.

По окончании обучения Моисеев автоматически попал  в кордебалет на самую низшую ставку. Его первая зарплата составила 20 рублей.  Получив ее, Моисеев отправился  в магазин «Мюр и Мерелиз», что работал напротив Большого театра, и купил чайник: домашний чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, семья каждый раз замазывала его оконной замазкой.

 

24039991

Из массовки на главную роль

В 1924 году в театр пришел балетмейстер Касьян Голейзовский, который готовил к постановке «Легенду об Иосифе Прекрасном». Изначально Моисеев участвовал в массовке, однако он как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более внимательно. Однажды в ходе репетиций он назначил Игоря исполнителем главной роли во втором составе. После первых двух спектаклей Моисеев и вовсе стал вести балет. Исполнял он и главную партию — разбойника Рауля — в балете «Теодолинда».

В течение нескольких лет Моисееву ему пришлось пережить еще немало: увольнение, годовой «простой» а также игнорирование со стороны худрука Большого театра. Однако со временем все наладилось.  Он стал солистом и одновременно балетмейстером. В то Моисеев поставил танцевальные сюиты в операх «Кармен», «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Турандот», а также балеты «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак», и другие.

Ансамбль

В 1937 году Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца, руководителем которого и был следующих 70 лет.  Ансамбль стал тем уникальным Театром народного танца, который  вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.  Благодаря ансамблю Моисеева народный танец стал явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Коллектив побывал с ансамблем в более шестидесяти странах мира. Во многих — более десяти раз. Ему рукоплескали Сталин и Берия.

На сегодня в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев — это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы.

Школа

В 1943 году  Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ). Через 23 года, в 1966 году, он также основал Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы выполнял поручения правительства и министерства культуры СССР. Он готовил постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, был постановщиком  торжественных концертов и культурных программ, посвященных важным событиям общественной жизни страны.

Моисеев участвовал в жизни своих проектов до последнего своего дня. Не стало «короля танца» в 2007 году – он скончался от сердечной недостаточности в больнице.  Ему был 101 год. Похоронили Моисеева на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Семья

Игорь Моисеев был женат трижды. Его первой избранницей была прима-балерина Большого театра  Нина Подгорецкая, которая помогала хореографу создавать ансамбль.

Второй женой Моисеева стала народная артистка  Тамара Зейферт. В их браке родилась дочь Ольга .

Третьей и последней избранницей хореографа стала  также известная артистка — Ирина Моисеева (Чагадаева, Конева), которая танцевала в ансамбле с 1941.  Пара была вместе до смерти Игоря Александровича.

 

 

Популярные статьи: