Владимир Кучинский: «Именно Львов стал столицей современной украинской драмы»

В пространстве Львовского академического театра им. Леся Курбаса недавно разворачивался важный и актуальный проект — «Театр современного драматурга». Украинские авторы, среди которых и весьма, и менее известные, не только презентовали свои пьесы, но и фактически создавали оригинальный театральный мир вокруг них. Т.е. драматурги выступали как интерпретаторы, режиссеры и даже рецензенты собственных текстов. 

В афише «Театра современного драматурга» — именно такие авторы и их произведения: Саша Брама «Свиная печень», Юрий Яремко «Евангелие от Пилата», КЛИМ «…пьеса Шекспира «12 ночь», сыгранная актерами далекой от Англии страны, не знавшими никогда слов Шекспира…», Павел Арье «Слава героям» и «Баба Прися», а также инновационный проект уже упомянутого Сашка Брамы «Диплом». Проект продолжался около трех месяцев. Почти каждый спектакль показывали львовянам трижды. Драматурги «собственноручно» обустраивали сценическое пространство театра им. Леся Курбаса. Например, зрителей-слушателей пьесы «Баба Прися» еще в фойе встречал «антураж», напоминающий о зоне радиоактивного загрязнения: именно в такой зоне происходят события пьесы Арье, в центре которой — колоритный образ старой бабки, спрятавшейся в темном чернобыльском лесу от «цивилизации». Некоторые критики, кстати, увидели в этом образе намек на известную Мавку Леси Украинки. Т.е. восприняли бабу Присю как метаморфозу самой Мавки.

Художественный руководитель курбасовцев Владимир Кучинский уже давно следит за развитием современной украинской пьесы, ведь именно он в свое время организовал драматургично-режиссерскую мастерскую…

— Процесс отбора текстов в проект «Театр современного драматурга» начался давно, — рассказывает Владимир Кучинский. — Почти все авторы, презентованные в афише, так или иначе связаны с нашим театром, формировались при нем. Например, с молодым драматургом Павлом Арье, который живет и во Львове, и в Берлине, я знаком еще с 2004-го. Тогда появились его первые пьесы. С тех пор я и стал наблюдать за его развитием, отмечая, что с каждым годом драматургия автора приобретает изысканность, совершенство, фактурность. На мой взгляд, Павел — один из лучших современных драматургов Украины.

Длительная история наших творческих взаимоотношений и с известным драматургом КЛИМОМ. Мы с ним давние друзья… В свое время в театре им. Ивана Франко я ставил его произведение «Посреди рая на площади». Так что драматургию КЛИМА мы любим.

…Важная составляющая «Театра современного драматурга» — живое обсуждение спектаклей. Ведь это «рабочий» проект в том смысле, что сами драматурги имели дело с художниками, актерами. Сами авторы создают современный театр.

— Владимир, некоторые из новых пьес, очевидно, могут вызвать предостережение у читателя-слушателя — из-за слишком откровенной лексики. Как восприняли львовяне такие тексты? 

— Главное, чтобы человек был адекватным и искренним! А уже как он высказывается — на сцене или в жизни — отдельный вопрос. К тому же это еще и авторский вопрос: как автор видит и слышит свой персонаж. В конце концов, на наш проект не приходила слишком «моральная» аудитория. И в целом: театр творит для людей смелых, откровенных. Поэтому и дискуссии после чтений были иногда слишком «живыми». Зрители-слушатели учились понимать современную драматургию, понимать театр. В целом, господствовала рабочая обстановка. К тому же и цель нашего проекта — избегать вечного театрального «наслаждения для гурманов». Вот, скажем, у драматурга Юрия Яремка — очень изысканный, добротный, настоящий, сочный язык! Его «Евангелие от Пилата», скорее, драматургия для чтения. Это одно направление. А вот «12 ночь» КЛИМА — театрализованное, шекспировское современное развлечение — несколько иное направление…

— В рамках «Театра современного драматурга» был презентован проект о современном образовании в Украине — «Диплом». Говорят, эта импреза вызвала скандал, некоторые зрители оставляли зал, а некоторые — отчаянно спорили с автором… 

— «Диплом» — еще одна грань разнообразия проекта. Первый вариант документальной пьесы Сашка Брамы был показан год назад в театре им. Курбаса. И еще тогда была создана провокация. Его «Диплом» вызвал настоящую бурю — среди тех, кто «за», и тех, кто «против». Многие люди, помогавшие Саше в создании текста, задействованы в различных учебных заведениях. И вот эти люди приходили, высказывались… Собственно, они сами и создавали эту драматургию. А это — «драматургия жизни». Тема образования в Украине сильно взволновала молодежь. И это понятно… Впрочем, еще раз подчеркну: «Диплом» и был задуман как провокация…

Что еще важно сказать? Появление такого количества украинских драматургов и самой новой драматургии — весьма характерная примета сегодняшнего времени. Поскольку «совковая» и «постсовковая» драматургия себя исчерпала. Поэтому вполне нормально, что стали появляться новые тексты, новые авторы. Процесс только начался.

— В рамках «Театра современного драматурга» прошли сценические чтения двух пьес Павла Арье — «Баба Прися» и «Слава героям». Многие украинские критики отмечают сценичность этих текстов и их актуальность. Но почему наши драматические театры крайне осторожно относятся к таким пьесам, словно только «прицениваются» к ним? 

— Что «прицениваются» — явление временное. Современная украинская драматургия только входит в театры. Такая драматургия уже становится профессиональной. Т.е. это — естественный процесс, через который проходит автор, чтобы со временем занять свое место в театре. Пьесы Павла Арье знают во Львове и не только. Как стало недавно известно, его «Баба Прися» очень заинтересовала Романа Виктюка. Возможно, он ее поставит — в Москве? Ведь это действительно интересная и весьма театральная история. Такую драматургию даже сложно назвать «читкой». Поскольку некоторые вещи имеют вид зарисовки, намека на спектакль, эскиза спектакля. Автор вполне реально входит в драматургический процесс.

— Может ли, на ваш взгляд, современная украинская драматургия быть кассовой? Ведь многие авторы специально отходит от стандартов коммерческих пьес. 

— Очевидно, что может. Это зависит и от общества, в частности, от того, на каком этапе развития находится социум. Драматургия и общественное развитие — это два пересекающихся процесса. И важно, «где» они пересекутся. Сейчас, в связи с драматическими событиями, Украина начала медленно просыпаться. Однако некоторых людей не разбудят даже пушки. Да, люди хотят внешнего покоя, но важно, чтобы общество проснулось внутренне, а не находилось в летаргическом сне. И именно взгляд современных драматургов на наши процессы — чрезвычайно важен.

Драматургией сейчас могут заниматься люди, не всегда связанные с театром. Например, «Евангелие от Пилата» написал физик Юрий Яремко…

— А не хотите ли взять одну из уже прочитанных пьес и сделать на ее основе репертуарный спектакль?

— Надеюсь, «12 ночь» КЛИМА не закончится только проектом, а будет идти в репертуаре. Верю, что и пьесы Арье войдут в репертуар театра им. Курбаса. Так что все будет продолжаться.

У нашего театра есть свой репертуар. Но, несмотря на это, мы занимаемся различными методиками. Нынешняя параллельная деятельность — работа с драматургами.

В целом, дело не в том, сколько современных текстов войдет в наш репертуар. Дело в том, чтобы этот процесс сделать беспрерывным и креативным.

— Львов проявляет большое внимание к современной украинской пьесе. Это, в частности, и успешный фестиваль DRAMA.UA, и ваш проект. Может ли именно Львов стать центром для творческого инновационного развития такой драматургии? 

— Думаю, Львов уже стал таким городом. Еще два года назад я набирал режиссерскую драматургическую мастерскую. И туда пришли — и Саша Брама, и Вера Маковей, еще некоторые молодые драматурги. Но географические координаты явлений теперь не настолько важны. Сейчас просыпается Восток Украины, прорезает этот вакуум вокруг себя. Хорошо, что во Львове появляются новые драматурги, пишущие актуальные для сегодняшнего времени пьесы. Ведь жить в выдуманном, лживом пространстве — невозможно. Поэтому хорошо, что центром драматургии сейчас стал Львов.

Но это не означает, что завтра этим центром не станут Черновцы или Донецк. Те города, в которых люди захотят адекватно самовыразиться.

— Говорят, именно во Львове возникла идея создать Центр современной украинской пьесы на основе бывшего театра ПрикВО, а теперь это театр им. Леси Украинки… Процесс продолжается? 

— Действительно, была такая идея — создать во Львовском театре им. Леси Украинки экспериментальное драматургическое отделение. И одну из сцен полностью отдать молодым драматургам.

Сейчас в театр им. Леси Украинки пришли новые люди. Дай Бог, чтобы у них все сложилось. Они говорят, что хотят воплотить мою идею — создание центра экспериментальной драматургии. Ведь я считаю, что у драматургов должна быть «своя» сцена, на которой можно было бы артикулировать свои идеи и сценарии.

Источник

Популярные статьи: